Томас Гоббс. Методы познания.
(1588-1679)
1. Следует начинать с определений и исключения многозначности.
Желательно, чтобы определения были генетическими, т. е. указывали бы на происхождение вещей и те вытекали бы из своих определений.
2. Определения соединяют в утверждения.
На этой стадии появляется истина и ложь как категории логики и грамматики. Истина имеет место тогда, когда имена в утверждениях соединены так, как соединены в действительности сами вещи, а ложь – в противоположном случае.
3. Затем – индуктивное движение по пути познания элементарных, а значит «всеобщих» свойств вещей. Это путь от знания действий к познанию причин.
4. Далее следует идти прямо противоположным путем дедукции, которая обеспечит познание разнообразных действий на основе достигнутого знания причин (Гоббс отождествляет дедукцию с синтезом).
(Синтез – метод изучения предмета в целостности, единстве и взаимосвязи его частей).
Теория познания Гоббса должна была объяснить процесс познания причин.
Принципы.
Следует удостовериться в нашем собственном незнании, дабы очистить почву познавательной деятельности от неверных понятий, вызванных употреблением дезориентирующих слов.
Процесс познания начинается с чувственности (основной принцип).
Продукты чувственного познания он именует идеями, образами.
Люди, получившие восприятие – образ, обозначают их знаками.
Теоретически познавать – значит оперировать знаками.
Не существует никаких общих сущностей, универсальны только имена.
Слова, при которых мы ничего не воспринимаем, кроме звука, суть то, что мы называем бессмыслицей.
Литература: Б. В. Мееровский «Гоббс». Мысль, М., 1975